Телевидение гостиницы с одной стороны является одной из самых старых составляющих IT гостиницы, с другой не перестает быть важной частью сервиса. Сложно представить гостиницу без телевидения, при этом телевидение меняется, меняются технологии доставки контента, система телевидения интегрируется с прочими сервисами гостиницы, переставая быть только средством различения, становясь маркетинговым инструментом.
Но при этом телевидение, как часть IT, является наиболее непонятным разделом даже для специалистов по информационным технологиям, не говоря уже о непогруженных в технологии людях, управляющих, собственников, перед которыми стоит окончательный выбор применяя того или иного решения, формирование бюджета, обоснование этого бюджета. В данной статье попробуем простыми словами разъяснить принципы работы систем телевидения, возможности, которые получает гостиница и гости. Постараемся избегать сложных технических терминов.
Стоит оговориться в самом начале, что речь будет идти только о цифровых системах телевидения. Устаревших аналоговых технологий мы касаться не будем.
Итак, из чего состоит телевидение
Контент и его источники: ТВ-каналы.
ТВ сеть гостиницы
Телевизионные приемники
Система централизованного управления, которая как правило включает в себя систему интерактивного телевидения для гостей
.
ТВ каналы могут быть бесплатными, а могут быть качественными и платными. Определение объема и качества контента зависит от маркетинговой политики гостиницы. С одной стороны, работая в определенной ценовой категории можно не иметь возможности в бюджете оплачивать платные каналы, и предоставить гостям минимум бесплатных каналов. С другой, стараясь повышать уровень удовлетворенности гостей, хочется предоставить хороший набор детских, спортивных, кино, пр. каналов.
Где же брать каналы для гостиницы.
Эфирное цифровое телевидение. Покрытие на сегодня составляет около 90% территории с населенными пунктами по России. Это 20 основных каналов (общероссийские обязательные общедоступные телеканалы). Каналы передается в хорошем качестве в стандартном разрешении (SD).
Спутниковые бесплатные каналы. Как правило требует увеличенные разовые инвестиции в оборудование головной станции телевидения, но не требует регулярных абонентских платежей. Другой стороной медали становится то, что поскольку каналы бесплатные, никто никому ничего не должен, и каналы могут удаляться со спутника, перемещаться на другие частоты спутника, что ведет к постоянно настройке оборудования головной станции телевидения гостиницы. Картинка передается от очень хорошего качества в HD, до сильно пережатого в SD, все зависти от канала. Премиальных каналов, конечно, тут нет.
Спутниковые платные каналы. В российском сегменте есть смысл рассматривать локальных провайдеров, таких как НТВ+, Триколор, МТС, др. Большинство из них имеют возможность заключать корректный лицензионный договор со средствами размещения на показ каналов номерах и общественных зонах. Стоимость оборудования головной станции телевидения в этом случае обычно ниже чем с бесплатными каналами, но появляется абонентская плата. Каналы передаются в хорошем качестве, в стандартном (SD) или в высоком разрешении (HD). Стоимость абонентской платы варьируется и составляет 150-250 рублей за номер в месяц для базового пакета. Доступны премиальные развлекательные, спортивные и детские каналы.
Кабельные и интернет провайдеры. Тут все сильно сложнее и нет единого рецепта. Большинство интернет провайдеров навязывают использование собственных приставок (STB) для телевизора. На мой взгляд, использование приставок в гостинице – плохая практика по ряду причин. Это дополнительное устройство в номере – приставка. Далеко не всегда удается заставить телевизор и приставку работать от одного пульта, результат – два пульта у гостя; дополнительные кабельные соединения между приставкой и телевизором, дополнительная электрическая розетка – надёжность снижается. Стоимость таких каналов обычно выше стоимости услуг спутниковых операторов. Некоторые крупные кабельные операторы могут поставлять каналы без приставок, но в каждом случае приходится проводить отдельные переговоры. Картинка предаётся в хорошем качестве в различных разрешениях. Из опыта это самый редкий способ получения контента в виду указанных сложностей.
Окончательное решение какую технологию или их комбинации доставки контента использовать, всегда остается за гостиницей. Оно должно быть взвешено по параметрам цены оборудования головной станции телевидения, количеству и качеству требуемых каналов (бесплатные или / и платные), сложность установки антенн или переговоров с локальным кабельным провайдером, надежности.
Тип телевизионной сети гостинцы не зависит от источников ТВ каналов.
Напомню, что мы говорим только о цифровом телевидении.
На сегодняшний день проектируются и строятся телевизионные сети следующих типов: коаксиальная, IPTV, гибридная, объединяющая в себе преимущества коаксиальной и IPTV сетей. Давайте подробнее посмотрим на них.
Часто сейчас также называемая DVB-сеть (Digital Video Broadcasting — цифровое видео вещание). Строится на классическом телевизионном кабеле. Данную сеть отличает высокая пропускная способность и ничтожная стоимость владения – сеть можно сказать безотказная, причем на много лет. Ее главный недостаток – это невозможность создания полноценных интерактивных сервисов для гостей с обратной связью. Дело в том, что сигнал в этой сети передается только в одну сторону, от оборудования головной станции к телевизорам, обратной связи от гостя нет. Тем не менее, существуют решения донесения маркетинговой информации до гостя в таких сетях. Кампания Samsung предлагает решение LYNK REACH, а компания LG решение Pro:Centric. Данные решения позволяют управлять парком телевизоров в гостинице централизованно и предоставляют маркетинговые инструменты в виде информационных порталов на телевизоре.
Иногда называют компьютерной телевизионной сетью. Обычно строится на медном кабеле типа витая пара. Сеть предполагает использование только профессиональных гостиничных телевизоров, умеющих принимать IPTV каналы без внешних приставок. Так называемые гостиничные IP телевизоры. Огромным плюсом данных сетей является возможность построения полноценной коммуникации с гостем посредством телевизора с обратной связью от гостя. К информационным порталам добавляются возможности заказа услуг с телевизора, опросы, встроенные приложения в смарт-телевизорах, полный мониторинг и возможность удаленного управления телевизорами в гостинице. К недостаткам следует отнести наличие дорогостоящего активного сетевого оборудования в узлах сети, зависимость от электропитания данных узлов и их надежности. Обслуживающий персонал должен обладать требуемой квалификацией.
Это сети, использующие одновременно две технологии: коаксиальную DVB для передачи самих ТВ каналов и IP для управления телевизорами и предоставления маркетинговой информации гостям. В таких сетях объединяются преимущества каждой. К телевизору подводятся два кабеля: телевизионный и витая пара. С одной стороны, забирается надежность и скорость коаксиальных сетей, с другой возможность коммуникации с гостем IPTV сети. Учитывая тот факт, что сами каналы больше не передаются в формате IPTV (они предаются в коаксиальном кабеле), требования к активному сетевому оборудованию компьютерной сети сильно снижаются, снижается его стоимость. В такой архитектуре открывается возможности использования Wi-Fi сети для целей управления. Ведь отказ сегмента IP не приведет к полному отказу телевидения в номере. К недостаткам гибридный сетей стоит отнести их стоимость – ведь фактически параллельно строятся две сети.
Выбор решения о строительстве той или иной сети строится на инвестиционных и дальнейших операционных затратах, требований к надежности, необходимости иметь сильные внутренние маркетинговые инструменты, задела на будущие.
Ведущие производители предлагают специализированные профессиональные гостиничные телевизоры. Я в крайностях допускаю использование бытовых телевизоров в гостиницах на 5-7 номеров, где их обслуживание понятно и на виду. В более же крупных отелях преимущества специализированных телевизоров бесспорны.
Ограничение доступа гостей к системным настройкам телевизора, что обеспечивает единые настройки по всей гостинице, а не разброс в каждом номере. Это гарантирует, что заехавший в номер гость не получит сюрприз в виде ненастроенных каналов, выкрученных параметров яркости и контрастности, включенный нестандартный вход, прочих измененных предыдущим гостем настроек.
Бесприставочные IP телевизоры – гостиничные телевизоры имеют встроенную IP приставку (STB), что позволяет вам строить IPTV без лишних устройств в номере.
Износостойкие материалы, обеспечивающие длительный срок эксплуатации без потери внешнего вида.
Возможность централизованного управления парком телевизоров в гостинице: настройка каналов, уровня громкости, обновление ПО. Необходимость настройки каналов (удалить, добавить новый), возникает регулярно. Сделать это на каждом телевизоре, сохранив единую карту каналов во всех номерах, уже проблема и при 30 номерах. Альтернативный путь, сделать это централизовано с сервера.
Интерактивные информационно рекламные порталы на экране телевизора после его включения: информация и реклама гостиницы, заказ услуг, приветственные сообщения при заезде, опросы гостей, платные каналы и видео по запросу, другое. Это сильные маркетинговые и имиджевые инструменты.
Расширенная гарантия на профессиональное оборудование (два или три года – зависит от производителя). Гарантия как правило на месте, т.е. сервис-центр сам приезжает в гостиницу. Стоит отметить, что на бытовые телевизоры обычно не распространяется гарантия вообще при коммерческой эксплуатации, и их нужно возить в сервис, проводить экспертизу, пр.
Часто приходится сталкиваться со мнением, что гостиничные телевизоры — это лишь маркетинг производителей. Но смотрите, вы не ставите бытовые кофе-машины в бар, стиральные в прачечные, замки для квартир на входные двери номеров, выбирая гостиничные. Это с одной стороны. Посмотрев с другой, можно заметить, что все до единой гостиничные сети ставят профессиональные гостиничные телевизоры. Нет сомнения, они очень хорошо считают свои средства и не распыляют их.
Являясь по сути опциональными, стали стандартом в гостиницах пять звезд, активно завоевывают рынок четырех-звёздочных отелей. Давайте попробуем разобраться, что это и зачем вообще это гостинице.
Дорого? Скорее да. Окупается? Сложно сказать, что окупается в гостинице. Взять кровать, матрац. Можно купить самый дешевый, можно дорогой. Есть ли разница? Ведь и тот, и тот покрывает кровать, на том и на другом можно спать. Казалась бы, абсурдное сравнение очевидного. Но можно ли прямо посчитать выгоду от более дорогого матраца и когда он окупится? Многое так в гостинице. Интерактивное гостиничное телевидение система сервиса. Поэтому я не отвечу на вопрос, как это окупается, но постараюсь ответить на вопрос, как это улучшает сервис.
Персонализированные приветственные сообщения при заезде гостя в номер с автоматическим включением телевизора. Несомненно, поднимают лояльность гостей, которые видят, что их ждут. Отправка сообщений на экран телевизора делают коммуникацию с гостем современной, и не обременительной для гостя. При наличии интеграции с гостиничной системой управления PMS данные функции автоматизированы, не требуют дополнительных усилий персонала.
Информационные порталы на телевизоре, содержащие информацию о гостинице, ее услугах. Призваны информировать гостя в современном интерактивном формате. Информация легко обновляется, быстро публикуется и всегда актуальна, что не сказать о классических бумажных папках гостя. После включения телевизора, гость попадает на этот портал. Грамотно организованная и красиво поданная информация поднимают продажи дополнительных услуг гостиницы: ресторан, Спа.
Многие системы открывают возможности заказа гостем дополнительных услуг на данном портале. Такими услугами могут быть и просьба об уборке, и продукция ресторана, и заказ платных ТВ каналов. Услуги могут быть бесплатными (та же уборка), а могут быть платными, с автоматическим начислением в PMS и оплатой гостем на выезде. С одной стороны – это удобство для гостя: гостю, чтобы попросить уборку, не нужно звонить на ресепшен, а ведь у него могут быть и трудности с языком – гость не говорит или плохо говорит по-английски. С другой стороны – это снова увеличенные продажи услуг для гостиницы.
Все такие системы являются средством централизованного управления парком телевизоров в гостинице. Если у вас изменился канал в сетке вещания, вы просто меняете настройки на сервере – все телевизоры имеют одинаковый список каналов, если вам нужно опубликовать рекламное объявление о скидках в баре, вы делаете это в одном месте и все гости узнают об этом. С одной стороны – это снижение операционных затрат на настройку парка телевизоров во всей гостинице, с другой – элемент сервиса – для вас не будет сюрпризом, что какие-то каналы не работают в том или ином номере или работают по-другому.
Современные интерактивные системы поставляются в двух вариантах. Для IP сети и для коаксиальной сети. Стоит отметить, что решения для коаксиальной сети (не путать с гибридными, см. выше) все же имеют меньше возможностей по сравнению системами для IP сетей. В системах для коаксиальной сети нет возможности заказа услуг гостем с телевизора, в остальном отличий мало. С другой стороны, такие системы могут быть развернуты в работающем отеле без прокладки дополнительных кабелей компьютерной сети в номера или строительства качественной Wi-Fi сети, что делает их привлекательными при реновации систем телевидения с минимальными затратами.
Современные интерактивные системы телевидения работают на самом гостиничном телевизоре, без применения внешних приставок.
Применение того или иного решения в конкретной гостинице обычно основывается на технико-экономических показателях, формируемых самой гостиницей в тесном содружестве и интегратором гостиничных решений. Из опыта, неотраслевые интеграторы, и даже интеграторы плотно занимающиеся системами телевидения знаний и сооружений, как правило не владеют тонкостями гостиничного телевидения, не знают потребности отельеров. Особенно если вы строите новую гостиницу, и даже имеется проект с разделом ТВ, я рекомендую проконсультироваться со специализированной компанией-интегратором. Часто бывает, что к нам приходят на этапе завершения финишной отделки, когда изменить уже что-то сложно или невозможно.
Оригинал статьи опубликован в horeca.estate.